Главная / Статьи / Аукционы по продаже права аренды лесных участков: вопросы без ответов.

Статьи

« Назад

Аукционы по продаже права аренды лесных участков: вопросы без ответов.  23.08.2015 08:36

  Организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды осуществляют органы государственной власти субъектов РФ при осуществлении полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

   Решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды также принимается органами государственной власти субъектов РФ.

   Такими полномочиями на территории Иркутской области наделено агентство лесного хозяйства, которому в структуре органов государственной власти Иркутской области, делегированы полномочия, предусмотренные статьей 83 Лесного кодекса РФ.

  Приказом Минсельхоза РФ от 24.02.2009 №75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса РФ, которыми предусмотрены общие правила организации и проведения аукционов по продаже права аренды лесных участков.

   Организатор торгов, в соответствии с Методическими указаниями, при продаже права на заключение договора аренды наделен функциями:

а) определять лесные участки, право аренды которых подлежит продаже;

б) готовить документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных Лесным кодексом РФ;

в) готовить проекты договоров аренды;

г) обеспечивает подписание договоров аренды, а также предпринимает действия, необходимые для их гос. регистрации в соответствии с законодательством РФ;

д) осуществляет иные функции в соответствии с Лесным кодексом РФ.

   Казалось бы все понятно, однако, в действительности организация и проведение аукционов по продаже права аренды лесных участков в Иркутской области носит стихийный, непрозрачный и противоречивый характер.

 Полагаем необходимым остановиться на наиболее актуальных проблемах, с которыми сталкиваются лесопользователи региона, желающие приобрести лесной участок в аренду в целях заготовки древесины или иных целей (например, рекреационных).

 Возникает много вопросов, интересующих подавляющее большинство лесопользователей и требующих регулирования на местном (региональном) уровне, в частности:

1) От кого должна исходить инициатива относительно вопроса проведения торгов по продаже права аренды на лесной участок?

2) Если инициатива исходит от представителя бизнеса - то какие действия ему необходимо предпринять для того, что бы торги по выбранному участку состоялись?

3) Кто готовит аукционную документацию на лесной участок, права аренды которого  планируется выставить на торги?

Для того чтоб ответить на эти вопросы следует понимать, что такое торги и для чего их проведение необходимо в лесной сфере.

В законодательстве установлено, что решение о проведении торгов принимается органом государственной власти субъекта РФ, в нашем случае это - агентство лесного хозяйства Иркутской области. Торги проводятся в целях организации рационального лесопользования, обеспечения конкуренции при распределении лесных ресурсов, и что самое главное, пополнения федерального и областного бюджета доходами от продажи права аренды на лесные участки и использования лесных ресурсов. Логично предположить, что планирование и инициатива проведения торгов в лесной сфере должна исходить от агентства лесного хозяйства Иркутской области.

На самом деле, инициатива по выставлению лесного участка на торги зачастую исходит от потенциального лесопользователя, заинтересованного в приобретении лесного участка.

Правильно ли это – вопрос спорный, но так сложилось в Иркутской области.

Так, лицо, заинтересованное в проведении торгов, за свой счет заказывает в лесоустроительном предприятии региона подготовку проектной документации на лесной участок, после подготовки которой, передает ее в агентство, и ждет действий по организации торгов.

Такой порядок порождает вопросы и споры, например:

Вправе ли агентство принимать проектную документацию от потенциального лесопользования и обязано ли компенсировать ему расходы по ее подготовке в случае, если победителем торгов окажется не то лицо, за счет которого была подготовлена проектная документация на лесной участок?

Обязано ли агентство проводить торги в связи с полученной в свое распоряжение проектной (аукционной) документацией, и в какой срок такое решение необходимо принять?

Какой регламент принятия решений о проведении торгов принят в агентстве и от каких факторов зависит принятие такого решения?

Представляется, что в условиях законодательного «молчания» относительно обозначенной проблематики, ответы на эти вопросы остаются актуальными для большинства лесопользователей региона.

Органам государственной власти региона еще только предстоит выработать процедуру распределения лесных ресурсов и сделать её наиболее прозрачной, понятной для лесопользователей региона и общественности, что исключит возникновение споров, и обеспечит пополнение бюджета платой от использования лесов.