Главная / Статьи / Обжалование плановых, внеплановых и договорных проверок.

Статьи

« Назад

Обжалование плановых, внеплановых и договорных проверок.  23.08.2015 08:47

    Предприятия малого и среднего бизнеса постоянно подвергаются проверкам различных контролирующих органов. При этом, случаи, когда контролирующие органы выразили полное удовлетворение деятельностью проверяемой организации – единичны. Более того, иногда проверки выступают эффективным средством конкурентной борьбы в определенной сфере бизнеса, понуждая предпринимателей к принятию экономически нецелесообразных решений (о продаже бизнеса, об уходе с рынка и т.д.).

Единственным средством, хоть как то оберегающим бизнес от произвола чиновников стал Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

При всех недочетах, которые проявились за время его действия, Закон в целом понятный, последовательный и логичный. Предприниматель получает работающие на всех стадиях проверки – от уведомления о начале проведения проверки до составления акта о результатах проверки -    механизмы защиты.

Автор статьи не ставит своей задачей подробнейшим образом разъяснить положения Федерального закона, а намерен отразить лишь основные моменты, которые необходимо знать каждому предпринимателю.

Итак, проверки бывают двух типов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденной периодичностью – не чаще одного раза в три года. О дате проверки можно узнать на сайте Генеральной прокуратуры РФ, где размещена общедоступная  информация о списках предприятий, включенных в План проведения проверок в соответствующем году. В Плане указана основная необходимая информация:

- наименование организации, в отношении которой будет проводиться проверка;

- дата и сроки проведения проверки;

- наименование органа который будет осуществлять проверку.

     Внеплановые проверки проводятся по инициативе контролирующих органов по предварительному согласованию с прокуратурой при наличии установленных законом оснований.

Плановые и внеплановые проверки могут быть документарными (когда проверяющие органы работают со сведениями, содержащихся в истребованных документах) и выездными, то есть на территории предприятия.

Все основания для внеплановой проверки поименованы в законе, поэтому отдельно останавливаться на них мы не будем.

Казалось бы вся процедура проведения проверок детально прописана в законе и на практике не должно возникать споров относительно законности их проведения. Однако в действительности, отсутствие знаний и навыков в применении положений федерального закона №294-ФЗ, свойственно и представителям государственных ведомств, которые зачастую его просто игнорируют.

В частности нередки нарушения порядка проведения проверок: инициирование проверки должностными лицами, не уполномоченными принимать решение о проведении проверки; отсутствие в распоряжении или приказе о проведении проверки сведений об отдельных лицах, экспертах, специалистах привлеченных к проведению проверки, либо обстоятельствах, послуживших основанием для проведения внеплановой проверки; выход за пределы возложенных на проверяющих задач; истребование документов, сведений, не имеющих отношений к существу проводимой проверки; проведение внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры; нарушения правил уведомления о дате, месте и времени начала проведения проверки и т.д. 

Предпринимателям дано право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа, повлекших за собой нарушение их прав в административном или судебном порядке. Однако насколько эффективной окажется защита прав предпринимателей, если они, пострадав от действий работников контролирующих органов, станут устанавливать истину у руководителей проштрафившихся проверяющих или в суде? Так, руководители проверяющих органов, могут ограничиться в отношении своих подчиненных формальными требованиями закона. В то же время судебная защита прав – хоть и эффективный, но достаточно долгий, затратный и  кропотливый процесс восстановления нарушенных прав.

К сожалению, не все проверки проводятся в рамках вышеуказанного Закона и определенные группы предприятий оказываются с силовиками на их поле. В частности, лесопользователи.

Проверки исполнения требований законодательства при осуществлении лесозаготовок на территории Иркутской области проводит Агентство лесного хозяйства Иркутской области и в последнее время прослеживается тенденция замещения агентством строго регламентированных законом 294-ФЗ проверок на так называемые «проверки выполнения договорных обязательств».

Дело в том, что данный «вид» проверок как бы находится вне рамок действия закона №294-ФЗ, соответственно суды при проверке законности их проведения на закон не опираются. Отдельный регламент проведения таких проверок до настоящего времени не принят ни агентством лесного хозяйства Иркутской области, ни вышестоящим ведомством - Министерством промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области. Типовая форма договора аренды лесного участка, утвержденная Рослесхозом, в соответствии с которой заключаются все договоры аренды на территории Иркутской области, также не содержит порядка и правил проведения таких проверок.

Возникает вопрос как же могла возникнуть подобная ситуация, фактически критическая для лесопользователей региона? Очень просто. Дело в том, что отношения лесопользователей и их контролирующего органа (агентства лесного хозяйства Иркутской области) регулируются договором аренды лесного участка.
В связи с этим агентство, полагает, что является полномочным органом по проверке выполнения арендаторами своих обязанностей по договору. Хотя фактически предмет проведения проверок выходит далеко за рамки договора и обязательств, возложенных на Арендатора (лесопользователя).

В рамках подобных проверок контролирующим органом «устанавливаются» факты нарушения административных правил (заготовки древесины, лесовосстановления, иные правила), решается вопрос о привлечении к административной ответственности, устанавливается размер ущерба причиненного, в результате административного правонарушения.

К таким проверкам предприниматели, как правило не готовы, поскольку информация о их проведении не включается в ежегодный сводный план проверок субъектов предпринимательской деятельности, не размещается на сайте прокуратуры и не согласовываются с прокуратурой на предмет их проведения.

Подводя итог вышесказанному, хочется обратить внимание читателей, что предприниматели или организации, которые считают, что контролирующие органы  ущемляют их права проведением не регламентированных законом проверок, вправе и должны отстаивать свои интересы, вплоть до обжалования действий уполномоченного органа. Вопрос о законности проведения таких проверок способен рассмотреть исключительно арбитражный суд.